Информация Прокуратуры Вожегодского района!

Прокурор разъясняет

Граждане, в отношении которых имеется риск увольнения, смогут обращаться в центры занятости наряду с безработными

Постановлением Правительства РФ от 16.03.2022 N376 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 г.» предусмотрено, что воспользоваться услугами центров занятости в 2022 г. смогут:

— граждане, находящиеся под риском увольнения (планируемые к увольнению в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата);

— граждане, переведенные работодателем на работу в режим неполного рабочего дня или неполной рабочей недели;

— работники организаций, в которых принято решение о простое;

— граждане, находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы;

— работники организаций, находящихся в процедурах о несостоятельности (банкротстве);

— граждане, испытывающие трудности в поиске работы.

Для получения помощи указанные лица вправе обратиться в государственные учреждения службы занятости населения независимо от места жительства в пределах субъекта Российской Федерации.

Постановление вступает в законную силу с 25.03.2022.

Прокурор разъясняет

Особенности организации и осуществления с марта 2022 года государственного контроля (надзора), муниципального контроля в условиях антикризисных мер

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» введен мораторий на проведение проверок и контрольных (надзорных) мероприятий с 10.03.2022  по 31.12.2022.

Установлено, что проведение запланированных на 2022 год контрольных мероприятий допускается только в определенных случаях в рамках санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), пожарного надзора, надзора в области промышленной безопасности, а также государственного ветеринарного контроля (надзора).  При этом органы контроля (надзора) наделены правом осуществления вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, плановой проверки профилактического визита, от проведения которого контролируемое лицо отказаться не вправе.

Кроме того, определены исключительные основания проведения в 2022 году внеплановых контрольных мероприятий и проверок, в числе которых — непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства и непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Согласованию с органами прокуратуры подлежат и проверки в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.

При этом, не требуют согласования с органами прокуратуры внеплановые проверки по поручению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и его Заместителя; требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия); при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Постановлением определены срок принятия решения об отмене проверок и мероприятий, подпадающих под действие документа (3 рабочих дня),  и срок завершения контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, проведение которых не допускается (5 рабочих дней) с обязательным внесением сведений  в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок.

Установлены ограничения в части выдачи предписания (только исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства) по проверкам с непосредственным взаимодействием с контролируемым лицом.

Срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица. При этом, контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.

Должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).

Прокурор разъясняет

Ответственность за организацию и участие в несанкционированных публичных акциях.

Действующим законодательством, а именно статьей 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

Так, за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Отдельная ответственность предусмотрена за вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании. Данной деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок от двадцати до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

При этом организаторами признаются также лица, призывающие к участию в таких акциях, в том числе в сети «Интернет».

Если мероприятие повлекло создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), то это влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 В случае причинения вреда здоровью человека или имуществу применяется  административный штраф на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Участники мероприятий также несут ответственность при нарушении установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, в том числе неисполнение законного требования представителя правоохранительного органа. Это влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Прокурор разъясняет

Некоторые следственные действия могут проводиться посредством видео-конференц-связи

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации дополнен положениями, устанавливающими порядок производства допроса, очной ставки и опознания путём использования систем видео-конференц-связи государственных органов, осуществляющих предварительное расследование

В частности, следователь и дознаватель наделяются правом давать соответствующему должностному лицу по месту нахождения лица, участие которого в одном из указанных следственных действий признано необходимым, обязательное для исполнения письменное поручение об организации такого следственного действия по ВКС (при наличии технической возможности).

К производству следственного действия путём ВКС применяются общие требования производства расследования по уголовному делу с учётом особенных правил, предусмотренных статьёй 189УПК РФ, в том числе в части, касающейся порядка удостоверения личности лица, участвующего в следственном действии, составления протокола следственного действия, обязательного применения видеозаписи, обеспечения процессуальных прав участников следственного действия и соблюдения охраняемой законом тайны.

Внесенные в УПК РФ изменения направлены на обеспечение соблюдения установленных законодательством сроков расследования уголовных дел, а также на сокращение расходов, связанных с совершением процессуальных действий.

Прокурор разъясняет

О правовых последствиях реабилитации жертв политических репрессий

Преамбула Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее — Закон о реабилитации)  указывает, что целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Реабилитированные лица вправе:

— возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий, если они утратили жилые помещения в связи с репрессиями, причем в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации (это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении);

— восстановиться в гражданстве Российской Федерации, если вследствие политических репрессий они лишены гражданства без их свободного волеизъявления;

— единовременно по месту жительства получить денежные компенсации в случаях, если вследствие политических репрессий они претерпевали лишение свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 10 000 рублей;

— вернуть конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество либо получить денежные компенсации.

Не подлежит возврату, возмещению или компенсации имущество, национализированное  либо подлежавшее национализации в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем, земля, плодово-ягодные насаждения, неубранные посевы, имущество, изъятое из гражданского оборота, а также  имущество, уничтоженное во время гражданской и Великой Отечественной войн либо стихийных бедствий.

Статьей 12 Закона о реабилитации предусмотрено, что  реабилитированные  восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации.

В соответствии со ст. 6 Закона о реабилитации, заявления о реабилитации подаются самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя. В отношении лиц, подвергнутых в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод – в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных – в органы прокуратуры.

Срок рассмотрения заявлений о реабилитации не может превышать трех месяцев.

Прокурор разъясняет

С 1 марта 2022 года в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, закреплено понятие микроповреждение (микротравма)

С 1 марта 2022 года в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, закрепляется понятие микроповреждение (микротравма). Под микротравмами предлагается понимать ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения работников и иных участвующих в производственной деятельности работодателя лиц, полученные ими при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Начиная с указанной даты работодатели будут обязаны осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к получению работниками микротравм. Основанием для производства таких действий будет являться обращение пострадавшего лица к своему руководителю или непосредственно к работодателю.

Введение обязанности работодателей по ведению учета микротравм позволит, искоренить практику игнорирования работодателями фактов получения работниками микроповреждений, что впоследствии может приводить к их более серьезному травмированию.

Прокурор разъясняет

Помните не только о правах, но и об обязанностях

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у следующих лиц:

женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;

мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.

О данной социальной гарантии, предоставляемой государством, знают все семьи страны. Вместе с тем не каждый знает об обязанности, возникающей у лиц, использовавших «материнский капитал» для улучшения жилищных условий.

Статьей 10 того же федерального закона предусмотрено, что жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Несмотря на данное положение законодательства, значительная часть родителей пренебрегают данной обязанностью. Указанные обстоятельства могут послужить основанием для направления в суд исковых заявлений в отношении указанных граждан о понуждении оформить приобретенное жилое помещение в общую долевую собственность с несовершеннолетними детьми.

Не пренебрегайте своими родительскими обязанностями.

Прокурор разъясняет

Новые права работодателей в сфере охраны труда

В настоящее время многие работодатели используют системы видеозаписи или иной фиксации производственного процесса – это возможно, как напомнил заместитель руководителя Роструда, при соблюдении двух условий: порядок использования таких систем утвержден локальным нормативным актом работодателя, с которым ознакомлены все работники; при организации наблюдения за работниками соблюдается их право на неприкосновенность частной жизни – фиксируются только обстоятельства, связанные с выполнением ими трудовых функций.

Теперь такая возможность будет закреплена непосредственно в кодексе – согласно новой ст. 214.2 ТК РФ работодатель вправе использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, оборудование и различные системы, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, и хранить полученную информацию. Данные системы, помимо осуществления контроля за безопасностью рабочих процессов, могут использоваться также для обеспечения взаимодействия с инспекциями труда – работодатели вправе предоставить им дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ. Несмотря на то что это является именно правом, а не обязанностью работодателя, при этом на период осуществления такого мониторинга компания может быть освобождена от проведения плановых мероприятий в соответствии с новыми правилами осуществления государственного контроля (ст. 74ст. 96 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).

Кроме того, прямо прописывается в ст. 214.2 ТК РФ и право работодателей на ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде и предоставление дистанционного доступа к соответствующим базам инспекциям труда, что также можно рассматривать как упрощение процесса взаимодействия с контролирующими органами.

Прокурор разъясняет

Особенности формирования начальной (максимальной) цены государственных контрактов отельными заказчиками государственного оборонного заказа

В соответствии с действующим законодательством заказчиками государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ) на сегодняшний день выступают не только Минобороны России, Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», но и федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие поставки продукции по ГОЗ.

На практике отдельные подразделения федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (ФСИН, МВД, МЧС, Росгвардия), осуществляющие функции государственных заказчиков ГОЗ, делегируют соответствующие полномочия своим территориальным подразделениям, расположенным в городах и районах края, а также подведомственным учреждениям.

Результаты надзорной деятельности показывают, что указанные категории государственных заказчиков испытывают сложности в формировании начальной (максимальной) цены государственных контрактов (далее – Н (М)ЦК), заключаемых в целях выполнения ГОЗ.

Принимая во внимание тот факт, что от правильного определения Н(М)ЦК зависит соблюдение ключевого принципа эффективности использования бюджетных средств, означающего необходимость достижения наилучших заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств, актуальным становится вопрос разъяснения норм права, регулирующих на сегодняшний день общественные отношения в данной сфере.

По общему правилу Н(М)ЦК в рамках ГОЗ формируется в порядке, определенном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), однако в отношении поставок вооружения, военной и специальной техники, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 976-р, применяется специальный порядок регулирования, закрепленный в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ».

Учитывая, что во втором случае правильность формирования Н(М)ЦК контролируется специальным уполномоченным органом – военным представительством Минобороны России, большинство ошибок при расчете Н(М)ЦК допускается государственными заказчиками при осуществлении закупок по ГОЗ продукции, не включенной в указанный перечень.

В силу положений ч.ч. 2, 6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ для определения Н(М)ЦК в таких случаях приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который  заключается в установлении цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Иные предусмотренные законом методы формирования Н(М)ЦК применяются в строго определенных случаях (ч.ч. 7-11 ст. 22 Закона № 44-ФЗ) и не носят распространенный характер.

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены подробные методические рекомендации по применению методов определения Н(М)ЦК, которыми, к сожалению, государственные заказчика часто пренебрегают.

 В целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги, подлежащих закупке в рамках ГОЗ для определения Н(М)ЦК Минэкономразвития России рекомендует всегда осуществлять несколько процедур:

  • направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»);
  • разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
  • осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет;
  • осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится в том числе:
  • информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц, в том числе признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
  • информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
  • информация о котировках на электронных площадках;
  • данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
  • информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
  • информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенная в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;
  • информация информационно-ценовых агентств. При этом в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен;
  • иные источники информации, в том числе общедоступные результаты изучения рынка.

Анализ результатов прокурорского надзора показывает, что государственные заказчики ГОЗ при формировании Н(М)ЦК, как правило, не пользуются указанным инструментарием и ограничиваются лишь получением коммерческих предложений от трех потенциальных контрагентов, зачастую не имеющих опыта соответствующих поставок.

Такая практика не отвечает требованиям закона, не позволяет эффективно расходовать бюджетные средства, а также соблюсти баланс интересов государственных заказчиков и исполнителей ГОЗ.

Кроме того, допускаются случаи: получения и использования коммерческих предложений от поставщиков, которые имеют общих руководителей, а следовательно являются аффилированными между собой; использования при расчете Н(М)ЦК коммерческих предложений ликвидированных организаций либо поставщиков, признанных в установленном порядке недобросовестными.

Такие действия чреваты для должностных лиц заказчика ГОЗ административной ответственностью, предусмотренной 7.29.1 КоАП РФ, а при наличии корыстной составляющей, крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства – уголовной ответственностью, предусмотренной ст.ст. 285.4, 286 УК РФ.

Прокурор разъясняет

Расширен перечень распространяемой с нарушением закона информации, доступ к которой подлежит ограничению

Федеральным законом от 30.12.2021 № 441-ФЗ внесены изменения в статью 15.3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон № 115-ФЗ), расширяющие перечень распространяемой с нарушением закона информации, доступ к которой подлежит ограничению.

В настоящее время Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители наделены правом обращения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию, предусмотренную статьей 15.3 Закона № 115-ФЗ. К такой информации отнесены ложные сообщения об актах терроризма, а также информация, содержащая обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность, предложение о приобретении поддельного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, а также информационные материалы организаций, деятельность которых запрещена в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» или Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Изменения вступили в силу 10 января 2022 года. 

Прокурор разъясняет

Ответственность за незаконную реализацию SIM-карт

Необходимо помнить, что финансовая безопасность, в первую очередь, зависит от самих граждан. Любая продажа SIM-карт без заключения договора незаконна, при этом при покупке необходимо, чтобы клиент предъявил паспорт, а продавец являлся официальным представителем оператора сотовой связи.
Граждане, приобретающие SIM-карты без предъявление своего паспорта и без оформления их на себя, должны помнить о том, что могут стать жертвой правонарушения. В последующем это может повлечь ряд проблем, связанных с обслуживанием такой карты, а также открытием доступа правонарушителям к банковским и лицевым счетам. 
Так, заключение от имени оператора связи договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи лицом, не имеющим полномочий от оператора связи на заключение такого договора, является составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.29 КоАП РФ.
Такие деяния влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Прокурор разъясняет

Может ли гражданин отозвать обращение, направленное в органы прокуратуры?

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закреплено право гражданина отозвать свое обращение, которое им было подано ранее. Причины, по которым решение было изменено, значения не имеют.


Согласно части 5 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Для прекращения рассмотрения обращения в органах прокуратуры, может быть подано заявление в письменной форме либо в форме электронного документа. Заявление должно содержать указание на наименование прокуратуры, рассматривающей первичное обращение; данные заявителя; почтовый адрес либо адрес электронной почты. Если обращение подается в письменной форме, то проставляется личная подпись заявителя. Кроме того, в заявлении должна быть указана просьба о прекращении проведения проверки.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

После получения данного заявления у работника прокуратуры, на рассмотрении у которого находится первичное обращение гражданина, появляется право прекратить проверку. То есть, если в ходе рассмотрения первичного обращения должностным лицом будут получены сведения о нарушении закона, требующие принятия мер прокурорского реагирования, то проверка может быть продолжена. О принятом решении уведомляется заявитель.