Прокуратура

           18.06.2018

         О правах граждан при участии в долевом строительстве

           Вопросы долевого участия в строительстве многоквартирных жилых домов регламентированы Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

         Согласно указанному закону привлечение денежных средств в строительство жилья возможно исключительно на основании договора долевого участия, вступления в жилищно-строительный кооператив либо использования жилищных сертификатов. Заключение с гражданами иных видов инвестиционных договоров является незаконным и в последующем может привести к признанию судом такой сделки недействительной.

         Необходимо знать, что законом запрещено привлекать денежные средства граждан в отсутствие разрешительной документации на строительство и правоустанавливающих документов на земельный участок под запроектированным жилым домом.

         Из сказанного следует, что при принятии решения о заключении с застройщиком договора долевого участия, гражданам необходимо убедиться в наличии у застройщика действующего договора аренды земельного участка (свидетельства о праве собственности), разрешения на строительство, выданного в установленном законом порядке органом местного самоуправления, а также опубликованной проектной декларации.

         Договор участия в долевом строительстве жилья относится к категории договоров, подлежащих обязательной государственной регистрации в подразделениях Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации. Обязанность по проведению указанных процедур законодателем возложена на лицо, привлекающее денежные средства в строительство (на застройщика). Уклонение от обозначенных процедур в дальнейшем поставит под угрозу возможность регистрации права собственности на построенное жилое помещение.

           Существенным условием договора долевого участия является срок ввода объекта в эксплуатацию. Отсутствие в договоре ссылки на конкретную дату является незаконным.

          29.07.2017  принят Федеральный закон № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательно закреплены основы создания и осуществления деятельности Фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства жилья при банкротстве застройщиков (далее – Фонд).  

         С принятием данного закона привлекать денежные средства  граждан и юридических лиц для долевого строительства застройщики смогут только после уплаты отчислений в названный Фонд.  

         За нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) объектов недвижимости предусмотрена административная ответственность по ст.14.28 КоАП РФ. За привлечение денежных средств граждан в нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости предусмотрена уголовная ответственность по ст.200.3 УК РФ.

_______________________________________________________________________________

15.06.2018

О регулировании труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям

        Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» микропредприятия — субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся юридическими лицами и идивидуальными предпринимателями, списочная численность работников в которых не превышает 15 человек.

        У работодателей — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом определенных особенностей.

        Работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие).

       При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами.

        Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

______________________________________________________________________________________

Ужесточены требования к режиму рабочего времени водителей

      Согласно приказа от 3 мая 2018 г. № 170 Минтранс России с 5 июня 2018 года при суммированном учете рабочего времени общая продолжительность управления автомобилем за неделю не должна превышать 56 часов и 90 часов за две недели подряд.

       Помимо этого, с указанной даты водителей обяжут не позже, чем через 4 часа управления автомобилем делать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, а впоследствии такие перерывы предусмотрены не позже чем через каждые 2 часа.

       Нововведения не коснутся водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей.

 ___________________________________________________________________________________________________________

Парковочные места для инвалидов

       Вступил в силу Федеральный закон РФ от 29.12.2017 № 477-ФЗ «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которым ч. 9 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» изложена в новой редакции.

       Новая редакция указанной нормы предусматривает, что на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.

       На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид».

      Такие места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Из прежней редакции статьи следовало, что правом на бесплатную парковку могли пользоваться инвалиды, управляющие транспортными средствами.

      Теперь правом на бесплатную парковку также пользуются водители транспортных средств, перевозящих инвалидов, детей-инвалидов.

      Частью 2 ст. 12.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 5 000 руб. за нарушение водителем правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.

______________________________________________________________________________________

Внесены изменения в законодательство о мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

        В 2018 году материнский (семейный) капитал претерпел ряд существенных изменений, вместе с тем сама суть программы остается неизменной.

       Во-первых, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2017 № 432-ФЗ, действие программы, завершение которой было запланировано на 31 декабря 2018 года, продлевается еще на несколько лет — до 2021 года включительно, с правом использования сертификата, в том числе до достижения ребенком 3 лет, на его содержание в яслях или детском саду.

       Во-вторых, Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» вводится принципиально новая мера поддержки российских семей — ежемесячные выплаты из материнского капитала наличными при рождении второго ребенка в размере детского прожиточного минимума. Выплачиваться новое пособие будет до достижения ребенком 1.5 лет. Новые выплаты полагаются, если родителей ребенка и сам ребенок являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на ее территории. Среднедушевой доход семьи за 12 месяцев не должен превышать 1.5-кратный размер прожиточного минимума в регионе.

       В остальном для родителей двух детей и более сохраняются те же условия, на которых программа материнского капитала действовала ранее.

______________________________________________________________________________________

      Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения.

      С 03.04.2018 устанавливается возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг. Для заключения «прямых» договоров по инициативе собственников и нанимателей помещений требуется принятие соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

       Ресурсоснабжающая организация также получила право в одностороннем порядке прекращать договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При прекращении договора ресурсоснабжающая организация будет обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. Устанавливается также, что заключение «прямых» договоров в письменной форме не требуется.

______________________________________________________________________________________

        В соответствии с внесенными Федеральным законом от 18 апреля 2018 года N 77-ФЗ «О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации» изменениями в Лесной кодекс Российской Федерации с 1 января 2019 года сухие деревья, кустарники или их части, которые были повалены на землю из-за природных явлений (валежник), граждане смогут собирать без опасения получить штраф. Федеральным законом к недревесным лесным ресурсам, заготовка и сбор которых осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, отнесены валежники, пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.

______________________________________________________________________________________

 Банки, которые неправильно проведут операции с деньгами на счете, будут платить проценты

        Федеральным законом от 26.07.2017 №212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации.

        С 1 июня 2018 года банки обязаны уплатить проценты по ст.395 ГК РФ и проценты за пользование деньгами на счете клиента. Взыскать и те и другие клиент вправе, если банк допустил следующие нарушения:

— необоснованно списал деньги со счета;
— не выполнил указаний клиента о перечислении или выдаче денег;
— выполнил такие указания не в срок.

        За несвоевременно зачисление деньги, банк уплатит только проценты по ст. 395 ГК РФ.

        Новое правило будет применяться к правоотношениям, которые возникли после 1 июня 2018 года. Если они возникли раньше, правило будет распространяться на права и обязанности, появившиеся после этой даты.

___________________________________________________________________________________________________________

         С 24 апреля 2018 года вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 7 «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами государственного земельного надзора».

        Данным приказом определены 4 индикатора риска, при наличии которых возникает необходимость проведения внеплановых проверок в рамках государственного земельного надзора.

        К таким индикаторам относятся:

— несоответствие площади используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем земельного участка, площади участка, указанной в ЕГРН;

— отклонение местоположения характерной точки границы земельного участка, используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относительно местоположения, содержащегося в ЕГРН на величину, превышающую допустимую погрешность;

— несоответствие фактического использования земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя целевому назначению земельного участка и (или) видам разрешенного использования земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН;

— отсутствие объектов капитального строительства, ведения строительных работ, связанных с возведением объектов капитального строительства на земельном участке, предназначенном для жилищного или иного строительства, в случае если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.

        Следует участь, что выявление любого из четырех индикаторов является основанием для проведения Росреестром внеплановых проверок в рамках государственного земельного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При этом для проведения мероприятий по выявлению названных индикаторов взаимодействие контролирующего органа с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, не предусмотрено.

______________________________________________________________________________________

        Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 89-ФЗ внесены изменения в статью 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

        В частности, установлен, что в случае внесения в генеральные планы поселений, городских округов изменений, предусматривающих строительство или реконструкцию объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, которые являются объектами местного значения и не включены в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры) поселений, городских округов, данные программы подлежат приведению в соответствие с генеральными планами поселений, городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы поселений, городских округов.

______________________________________________________________________________

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 46 Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», пропаганда наркотических средств, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств запрещается.

        Ответственность за совершение указанных действий установлена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

        Так, ст. 6.13 КоАП РФ предусмотрено, что пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, используемого для ее изготовления; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от сорока тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное
приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.

       Вышеизложенное относится также и к пропаганде психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ.

_____________________________________________________________________________________

28.03.2018  

О защите трудовых прав граждан

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующего работнику заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации), так и правила иных норм трудового законодательства, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

         Вместе с тем в отношении трудовой деятельности, осуществляемой в местностях с особыми климатическими условиями, но не относящихся к районам Крайнего Севера и не приравненных к ним, правоприменительная практика допускала возможность необоснованного поглощения выплат, специально установленных для работающих в особых климатических условиях, минимальным  размером оплаты труда.

         В постановлении от 07.12.2017 № 38-П Конституционный Суд Российской Федерации выявил конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей 1 и 3 статьи 133, частей 1-4 и 11 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации применительно к этой ситуации.

         В частности, Конституционный Суд Российской Федерации прямо указал, что повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования  об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

        Выявленный в указанном постановлении конституционно-правовой смысл норм трудового законодательства является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

        Вместе с тем, по результатам проведенной в феврале 2018 года прокуратурой района проверок применения норм трудового законодательства установлено, что не всеми работодателями соблюдаются изложенные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П положения.

        В частности, проверкой установлено, что при начислении работникам заработной платы, размер которой составляет минимальный размер оплаты труда, положения указанного постановления не учтены, в частности, районный коэффициент включен в состав заработной платы, которая в связи с несоблюдением требований законодательства выплачена не в полном объеме.

        В целях устранения выявленных нарушений приняты меры прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых нарушенные трудовые права граждан восстановлены.

        Обращаю внимание всех работодателей на неукоснительное соблюдение требований трудового законодательства при начислении и выплате заработной платы работникам.

____________________________________________________________________________

27.03.2018

                                                                    Прокуратура Вологодской области                                                                                                          Уполномоченный по правам человека в Вологодской области

Памятка для граждан — участников долевого строительства жилья

______________________________________________________________________________

Ответственность за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан.

          Выборы являются важным каналом обратной связи между властью и обществом, инструментом, с помощью которого граждане могут корректировать политику органов власти. Именно в выборах находят свое выражение основополагающие конституционные принципы: источником власти в Российской Федерации является народ, а каждый гражданин имеет право на участие в управлении государством непосредственно и через своих представителей, в связи с чем информация о нарушениях избирательных прав граждан всегда вызывает большой общественный резонанс.

           Ответственность за административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, предусмотрена главой 5 КоАП РФ, к которым относятся:

— нарушения установленных законами о выборах правил информирования избирателей и проведения предвыборной агитации — ст.ст. 5.5; 5.8; 5.9; 5.10; 5.11; 5.12; 5.13; 5.14; 5.15; 5.16; 5.48; 5.49; 5.51; 5.52; 5.38;

— в сфере финансового обеспечения выборов — ст.ст. 5.17; 5.18; 5.19; 5.20; 5.21; 5.50;

— в сфере работы с избирательной документацией и сведениями — ст.ст. 5.1; 5.4; 5.22; 5.23; 5.24; 5.25; 5.46; 5.47; 5.56; 5.58;

— в сфере осуществления законной деятельности избирательных комиссий, членов избирательных комиссий, наблюдателей и иных участников избирательного процесса — ст.ст. 5.3; 5.6;

— нарушение иных прав участников избирательного процесса и принципа их равноправия — ст.ст. 5.7; 5.45.

           Субъектом административного правонарушения может быть как физическое лицо (в том числе должностное), так и юридическое лицо (организация).

          Согласно статье 2.3 КоАП РФ ответственность за административное правонарушение наступает с 16 лет.

          При этом, необходимо учитывать то, что в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участвовать в предусмотренных законодательством о выборах избирательных действиях вправе гражданин Российской Федерации, которому исполнилось либо исполнится на день голосования 18 лет. Эти лица могут быть привлечены к административной ответственности в общем порядке, если не указан специальный субъект.

           Лица, которым на день голосования не исполнится 18 лет, могут быть привлечены к административной ответственности с учетом характера правонарушения лишь по некоторым статьям КоАП РФ (например, по статьям 5.11, 5.12, 5.14, 5.20, 5.56).

        В преддверие предстоящих выборов особенно следует проявлять гражданскую правосознательность, не допуская нарушений действующего законодательства о выборах.

______________________________________________________________________________________

Права избирателя и ответственность за их несоблюдение

           Конституцией Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

          Законодательство о выборах предоставляет гражданину Российской Федерации право обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. Участковая избирательная комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы в течение 24 часов, а в день голосования в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования. Принятое избирательной комиссией решение об устранении ошибки или неточности, либо решения об отклонении заявления подлежит вручению заявителю. При этом не рассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, влечет административную ответственность по ст. 5.1. КоАП РФ.

         Каждый гражданин имеет только один голос, использует его только один раз, когда опускает бюллетень в избирательную урну только на одном избирательном участке в день голосования и только там, где он включен в списки избирателей.

        Следует отметить, что получение в избирательной комиссии избирательного бюллетеня с целью проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя является административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 3000 рублей, равно как выдача членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня является административным правонарушением, влекущим административную ответственность по ч. 1 ст. 5.22 КоАП РФ.

        Разъясняем, что избиратели, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии, должностного лица нарушаются избирательные права вправе обратиться с заявлением в суд.

        О нарушениях законодательства о выборах граждане могут сообщить в органы прокуратуры.

     ________________________________________________________________________________________________________

                           Информация из прокуратуры

             Согласно ст. 15 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» лица, виновные в нарушении данного закона, несут ответственность, предусмотренную Кодексом об административных правонарушениях в Российской Федерации, в связи с чем соблюдение законодательства по рассмотрению обращений граждан подлежит неукоснительному исполнению.

           По результатам проведенной в администрации Вожегодского городского поселения проверки рассмотрения заявления гражданина установлено, что руководителем администрации поселения не обеспечено надлежащее рассмотрение обращения заявителя по вопросу ремонта жилого помещения, поставленный в заявлении вопрос по существу не рассмотрен, ответ своевременно не направлен.

            В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 21.02.2018 в отношении руководителя администрации поселения вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.5.59 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 47 от 28.02.2018 руководитель  администрации Вожегодского городского поселения привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.

___________________________________________________________________________________

                                                                            Информация из прокуратуры

22 февраля 2018 года прокуратурой района поддержано ходатайство старшего следователя Харовского МСО СУ СК России по Вологодской области об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу уроженцу Верховажского района, подозреваемому в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ (убийство).

По результатам проведенных следственно-оперативных мероприятий было установлено, что в ходе распития спиртных напитков в деревне Некрасовская Вожегодского района подозреваемый взял в руки нож и с целью причинения смерти нанес один удар в место расположения жизненно важных органов  местному жителю. От причиненных телесных повреждений потерпевший скончался на месте происшествия.

С учетом тяжести преступления, инкриминируемого подозреваемому, а также данных о его личности судом вынесено постановление об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу на период предварительного расследования.

Санкция ч.1 ст.105 УК РФ предусматривает возможность назначения наказания на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

 

По материалам прокуратуры района