Прокуратура

28.03.2018  

О защите трудовых прав граждан

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующего работнику заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации), так и правила иных норм трудового законодательства, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

         Вместе с тем в отношении трудовой деятельности, осуществляемой в местностях с особыми климатическими условиями, но не относящихся к районам Крайнего Севера и не приравненных к ним, правоприменительная практика допускала возможность необоснованного поглощения выплат, специально установленных для работающих в особых климатических условиях, минимальным  размером оплаты труда.

         В постановлении от 07.12.2017 № 38-П Конституционный Суд Российской Федерации выявил конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей 1 и 3 статьи 133, частей 1-4 и 11 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации применительно к этой ситуации.

         В частности, Конституционный Суд Российской Федерации прямо указал, что повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования  об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

        Выявленный в указанном постановлении конституционно-правовой смысл норм трудового законодательства является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

        Вместе с тем, по результатам проведенной в феврале 2018 года прокуратурой района проверок применения норм трудового законодательства установлено, что не всеми работодателями соблюдаются изложенные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П положения.

        В частности, проверкой установлено, что при начислении работникам заработной платы, размер которой составляет минимальный размер оплаты труда, положения указанного постановления не учтены, в частности, районный коэффициент включен в состав заработной платы, которая в связи с несоблюдением требований законодательства выплачена не в полном объеме.

        В целях устранения выявленных нарушений приняты меры прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых нарушенные трудовые права граждан восстановлены.

        Обращаю внимание всех работодателей на неукоснительное соблюдение требований трудового законодательства при начислении и выплате заработной платы работникам.

____________________________________________________________________________

27.03.2018

                                                                    Прокуратура Вологодской области                                                                                                          Уполномоченный по правам человека в Вологодской области

Памятка для граждан — участников долевого строительства жилья

______________________________________________________________________________

Ответственность за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан.

          Выборы являются важным каналом обратной связи между властью и обществом, инструментом, с помощью которого граждане могут корректировать политику органов власти. Именно в выборах находят свое выражение основополагающие конституционные принципы: источником власти в Российской Федерации является народ, а каждый гражданин имеет право на участие в управлении государством непосредственно и через своих представителей, в связи с чем информация о нарушениях избирательных прав граждан всегда вызывает большой общественный резонанс.

           Ответственность за административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, предусмотрена главой 5 КоАП РФ, к которым относятся:

— нарушения установленных законами о выборах правил информирования избирателей и проведения предвыборной агитации — ст.ст. 5.5; 5.8; 5.9; 5.10; 5.11; 5.12; 5.13; 5.14; 5.15; 5.16; 5.48; 5.49; 5.51; 5.52; 5.38;

— в сфере финансового обеспечения выборов — ст.ст. 5.17; 5.18; 5.19; 5.20; 5.21; 5.50;

— в сфере работы с избирательной документацией и сведениями — ст.ст. 5.1; 5.4; 5.22; 5.23; 5.24; 5.25; 5.46; 5.47; 5.56; 5.58;

— в сфере осуществления законной деятельности избирательных комиссий, членов избирательных комиссий, наблюдателей и иных участников избирательного процесса — ст.ст. 5.3; 5.6;

— нарушение иных прав участников избирательного процесса и принципа их равноправия — ст.ст. 5.7; 5.45.

           Субъектом административного правонарушения может быть как физическое лицо (в том числе должностное), так и юридическое лицо (организация).

          Согласно статье 2.3 КоАП РФ ответственность за административное правонарушение наступает с 16 лет.

          При этом, необходимо учитывать то, что в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участвовать в предусмотренных законодательством о выборах избирательных действиях вправе гражданин Российской Федерации, которому исполнилось либо исполнится на день голосования 18 лет. Эти лица могут быть привлечены к административной ответственности в общем порядке, если не указан специальный субъект.

           Лица, которым на день голосования не исполнится 18 лет, могут быть привлечены к административной ответственности с учетом характера правонарушения лишь по некоторым статьям КоАП РФ (например, по статьям 5.11, 5.12, 5.14, 5.20, 5.56).

        В преддверие предстоящих выборов особенно следует проявлять гражданскую правосознательность, не допуская нарушений действующего законодательства о выборах.

______________________________________________________________________________________

Права избирателя и ответственность за их несоблюдение

           Конституцией Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

          Законодательство о выборах предоставляет гражданину Российской Федерации право обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. Участковая избирательная комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы в течение 24 часов, а в день голосования в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования. Принятое избирательной комиссией решение об устранении ошибки или неточности, либо решения об отклонении заявления подлежит вручению заявителю. При этом не рассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, влечет административную ответственность по ст. 5.1. КоАП РФ.

         Каждый гражданин имеет только один голос, использует его только один раз, когда опускает бюллетень в избирательную урну только на одном избирательном участке в день голосования и только там, где он включен в списки избирателей.

        Следует отметить, что получение в избирательной комиссии избирательного бюллетеня с целью проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя является административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 3000 рублей, равно как выдача членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня является административным правонарушением, влекущим административную ответственность по ч. 1 ст. 5.22 КоАП РФ.

        Разъясняем, что избиратели, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии, должностного лица нарушаются избирательные права вправе обратиться с заявлением в суд.

        О нарушениях законодательства о выборах граждане могут сообщить в органы прокуратуры.

     ________________________________________________________________________________________________________

                           Информация из прокуратуры

             Согласно ст. 15 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» лица, виновные в нарушении данного закона, несут ответственность, предусмотренную Кодексом об административных правонарушениях в Российской Федерации, в связи с чем соблюдение законодательства по рассмотрению обращений граждан подлежит неукоснительному исполнению.

           По результатам проведенной в администрации Вожегодского городского поселения проверки рассмотрения заявления гражданина установлено, что руководителем администрации поселения не обеспечено надлежащее рассмотрение обращения заявителя по вопросу ремонта жилого помещения, поставленный в заявлении вопрос по существу не рассмотрен, ответ своевременно не направлен.

            В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 21.02.2018 в отношении руководителя администрации поселения вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.5.59 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 47 от 28.02.2018 руководитель  администрации Вожегодского городского поселения привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.

___________________________________________________________________________________

                                                                            Информация из прокуратуры

22 февраля 2018 года прокуратурой района поддержано ходатайство старшего следователя Харовского МСО СУ СК России по Вологодской области об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу уроженцу Верховажского района, подозреваемому в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ (убийство).

По результатам проведенных следственно-оперативных мероприятий было установлено, что в ходе распития спиртных напитков в деревне Некрасовская Вожегодского района подозреваемый взял в руки нож и с целью причинения смерти нанес один удар в место расположения жизненно важных органов  местному жителю. От причиненных телесных повреждений потерпевший скончался на месте происшествия.

С учетом тяжести преступления, инкриминируемого подозреваемому, а также данных о его личности судом вынесено постановление об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу на период предварительного расследования.

Санкция ч.1 ст.105 УК РФ предусматривает возможность назначения наказания на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

 

По материалам прокуратуры района