Информация прокуратуры Вожегодского района!!!

Прокурор разъясняет

Что является основанием для государственной регистрации усыновления?

Согласно статье 39 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации усыновления или удочерения является решение суда об усыновлении ребенка, вступившее в законную силу.

Прокурор разъясняет

Что является основанием для расторжения государственной регистрации расторжения брака?

Согласно статье 31 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации расторжения брака является:

совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия;

заявление о расторжении брака, поданное одним из супругов, и вступившее в законную силу решение (приговор) суда в отношении другого супруга, если он признан судом безвестно отсутствующим, признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;

решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу.

Прокурор разъясняет

Можно ли зарегистрировать брак в больнице, если один из будущих супругов находится на лечении?

Согласно требованиям части 6 статьи 27 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган записи актов гражданского состояния вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак.

Прокурор разъясняет

Какие сведения вносятся в запись акта о рождении?

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в запись акта о рождении вносятся следующие сведения:

реквизиты записи акта о рождении (наименование органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, которыми произведена государственная регистрация рождения ребенка, дата составления и номер);

фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения ребенка, мертворожденный, живорожденный;

количество родившихся детей (один, двойня или более детей);

сведения о документе, подтверждающем факт рождения ребенка;

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию родителя), место жительства родителей (родителя);

сведения о документе, являющемся основанием для внесения сведений об отце;

реквизиты документов, удостоверяющих личность родителей (родителя);

фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя, наименование и адрес органа или организации, заявивших о рождении ребенка;

дата выдачи, серия и номер выданного свидетельства о рождении;

наименование органа записи актов гражданского состояния, которому передана на хранение запись акта гражданского состояния, составленная многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Прокурор разъясняет

Каким образом определяется отчество ребенка?

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» отчество ребенка записывается по имени отца, если иное не основано на национальном обычае.

Прокурор разъясняет

Существуют ли какие-либо ограничения при выборе имени ребенка?

Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» закреплено, что запрещается запись имени ребенка, которое состоит из цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака «дефис», или их любой комбинации либо содержит бранные слова, указания на ранги, должности, титулы.

Прокурор разъясняет

Какие документы должны быть предоставлены вместе с заявлением о рождении ребенка?

Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что одновременно с подачей заявления о рождении ребенка должен быть представлен документ, подтверждающий факт рождения ребенка, а также должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия, и документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка.

Прокурор разъясняет

Какие документы должны быть предоставлены вместе с заявлением о рождении ребенка?

Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что одновременно с подачей заявления о рождении ребенка должен быть представлен документ, подтверждающий факт рождения ребенка, а также должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия, и документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка.

Прокурор разъясняет

Что является основанием для регистрации рождения?

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации рождения является:

документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы (далее — медицинская организация), в которой происходили роды;

документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, — при родах вне медицинской организации;

заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка — при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи.

Прокурор разъясняет

Установлен перечень случаев для проведения ПЦР-тестов на наличие коронавирусной инфекции по полису ОМС

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2021 года № 1979 «О внесении изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» внесены изменения в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299.

Установлено, что в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования и территориальных программ обязательного медицинского страхования осуществляется проведение исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции в случае:

наличия у застрахованных граждан признаков острого простудного заболевания неясной этиологии при появлении симптомов, не исключающих наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

наличия у застрахованных граждан новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе для оценки результатов проводимого лечения;

положительного результата исследования на выявление возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19), полученного с использованием экспресс-теста (при условии передачи гражданином или уполномоченной на экспресс-тестирование организацией указанного теста медицинской организации).

Прокурор разъясняет

рудовой Кодекс РФ дополнен положениями, регламентирующими электронный документооборот в сфере трудовых отношений

Принят Федеральный закон от 22.11.2021 № 377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Принятым законом под электронным документооборотом в сфере трудовых отношений понимается создание, подписание, использование и хранение субъектами трудовых отношений документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Он может осуществляться работодателем посредством платформы «Работа в России» или собственной информационной системы, позволяющей обеспечить подписание, хранение электронного документа, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений.

Установлено, что электронный документооборот может осуществляться при заключении трудовых договоров, договоров о материальной ответственности и иных документов, однако положения о нем не применяются в отношении:

трудовых книжек и формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников;

акта о несчастном случае на производстве по установленной форме;

приказа (распоряжения) об увольнении работника;

документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.

Положения ТК РФ о взаимодействии платформы «Работа в России» и информационной системы работодателя с единым порталом госуслуг применяются с 1 сентября 2022 года.

Требования к составу и форматам электронных документов, устанавливаемые Минтрудом России по согласованию с Минцифры России и Росархивом, применяются с 1 марта 2023 года.

Прокурор разъясняет

Приостановлено освобождение отдельных категорий госслужащих от соблюдения условий, необходимых для предоставления единовременной выплаты на приобретение жилого помещения

Подписано Постановление Правительства РФ от 22.11.2021 № 2000 «О приостановлении действия подпунктов «б» и «в» пункта 3 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения».

Ранее предоставление единовременной выплаты без учета условий, указанных в пункте 2 Правил распространялось, в том числе на гражданских служащих, стаж службы которых составляет не менее 30 лет, а также гражданских служащих, непрерывно замещавших не менее 15 лет должности гражданской службы в порядке ротации в госорганах, расположенных в разных субъектах РФ (подпункты «б» и «в» пункта 3 Правил).

Теперь действие данных положений приостановлено до 1 января 2028 г.

Прокурор разъясняет

С 1 марта 2022 года устанавливаются обновленные предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную

Подписан Приказ Минтруда России от 14.09.2021 № 629н «Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную».

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную».

Согласно Федеральному закону от 02.07.2021 N 311-ФЗ предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Приказ действует до 1 марта 2028 года.

Прокурор разъясняет

С 1 марта 2022 года вводятся в действие общие требования к организации безопасного рабочего мест

Подписан Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 774н «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места».

Требования применяются как к работникам, занятым на своих рабочих местах, так и к работодателям при организации рабочих мест.

Устанавливаются требования к организации рабочего места, а также к его безопасному содержанию.

Предусматривается, что для рабочих мест с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один работник или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции положения Требований распространяются на каждую рабочую зону.

Настоящий приказ действует до 1 марта 2028 года.

Прокурор разъясняет

С 1 марта 2022 года вводятся в действие требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем

Подписан Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем».

Перечень правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности. Правила (стандарты) по охране труда должны содержать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ работодателем (уполномоченным им лицом). Инструкции по охране труда должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем).

Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Правила (стандарты) и инструкции по охране труда должны поддерживаться в актуальном состоянии и соответствовать производственным процессам работодателя, организационным или структурным изменениям.

Настоящий приказ действует до 1 марта 2028 года.

Прокурор разъясняет

С 1 марта 2022 вступает в силу профстандарт «Специалист по организации строительства»

Подписан Приказ Минтруда России от 21.10.2021 № 747н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организации строительства».

Основная цель вида профессиональной деятельности: организация производства видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения и их участков в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, нормативных технических и руководящих документов в области строительства, а также с требованиями договоров строительного подряда, проектной и организационно-технологической документации.

Признан утратившим силу Приказ Минтруда от 26.06.2017 № 516н «Об утверждении профессионального стандарта «Организатор строительного производства».

Настоящий Приказ действует до 01.03.2028.

Прокурор разъясняет

С 1 января 2022 года применяется новый порядок оказания органами ФСС бесплатной помощи лицам, имеющим право на получение страхового обеспечения

Приказом Минтруда России от 18.10.2021 № 726н утвержден Порядок оказания Фондом социального страхования Российской Федерации бесплатной помощи застрахованному лицу или лицу, имеющему право на получение страхового обеспечения.

Согласно данному документу, бесплатная помощь оказывается заявителю в целях получения пособий, в том числе по временной нетрудоспособности, в случаях, когда, например, невозможно установить фактическое место нахождения работодателя, или им прекращена деятельность, или на его счетах недостаточно денежных средств.

Бесплатная помощь оказывается в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов заявителя в судах.

Определен перечень документов, прилагаемых к заявлению об оказании бесплатной помощи, порядок направления запросов, сроки рассмотрения документов, порядок информирования заявителя о принятом решении и пр.

Прокурор разъясняет

Созданы равные условия получения пособия по безработице в повышенном размере для детей — сирот, которые были временно трудоустроены

Федеральным законом от 19 ноября 2021 года № 374-ФЗ «О внесении изменения в статью 34.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

По действующему законодательству впервые ищущие работу (ранее не работавшие) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, первые полгода получают пособие по безработице в размере среднемесячной начисленной зарплаты в соответствующем субъекте Федерации на дату регистрации их в качестве безработных. При этом пособие выплачивается лицам, которые ранее по направлению органов службы занятости были временно трудоустроены в свободное от учебы время, принимали участие в общественных работах, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами.

Согласно изменениям с 1 января 2022 года пособие по безработице в повышенном размере будет выплачиваться таким детям и в том случае, если ранее без направления органов службы занятости они были временно трудоустроены в свободное от учебы время, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами.

Прокуратура разъясняет

Работникам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, предоставлено право на ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы

Федеральным законом от 19 ноября 2021 года № 373-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Трудового кодекса Российской Федерации» внесено дополнение в статью 263 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании которой для отдельных категорий работников коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней.

Установлено, что с 30 ноября 2021 года такие отпуска могут устанавливаться такжеработникам, осуществляющим уход за членом семьи или иным родственником, являющимися инвалидами I группы. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Прокурор разъясняет

Вступил в силу новый перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1908 утвержденновый перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.

Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей, также как и в соответствии с ранее действовавшими нормами законодательства, производится с заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которую получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) форме.

Перечень доходов, с которых будут удерживаться алименты, дополнен новыми видами доходов, в числе которых, в частности: доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученных лицами, применяющими НПД (самозанятых); доходы в виде процентов, полученных по вкладам; выплаты, полученные в результате налоговых вычетов; доходы от сдачи имущества не только в аренду, но и в наем, а также от продажи недвижимости при осуществлении экономической деятельности.

Кроме того, в перечень доходов, подверженных алиментному взысканию теперь попадают и те источники доходов, с которых ранее ничего не взыскивалось без специального решения суда либо нотариального соглашения между родителями. К таким видам дохода относятся все виды пенсий и надбавки к ним, стипендии, пособия по временной нетрудоспособности и пособие по безработице.

Взыскание алиментов с зарплаты и иного дохода производится после удержания (уплаты) из них налогов.

Вместе с тем, уточнили перечень компенсационных выплат, с которых алименты не удерживаются. Среди таких выплат полевое довольствие, выплаты за разъездной характер работы взамен суточных, компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работнику и членам его семьи, выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу 11.11.2021.

Прокурор разъясняет

Правительство Российской Федерации утвердило размеры пособий по безработице на 2022 год

С 1 января 2022 года для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», минимальная величина пособия по безработице составит 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице — 12792 рублей — в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей — в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице.

Для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», минимальная величина пособия по безработице составит 1500 рублей, максимальная величина пособия по безработице — 12792 рублей.

Прокурор разъясняет

Установлено минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам на 2022/2023 учебный год

Согласно ч. 1 ст. 70 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Приказом Минпросвещения России от 04.10.2021 № 688 установлено минимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение в образовательных организациях, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, на 2022/23 учебный год.

Согласно приложению к приказу установлено 11 общеобразовательных предметов с минимальным количеством баллов от 35 до 42.

Прокурор разъясняет

Право на отпуск за свой счет

Каждый работник, подав работодателю письменное заявление, вправе рассчитывать на предоставление отпуска без сохранения зарплаты (за свой счет) по семейным обстоятельствам или другой уважительной причине. При этом будет он предоставлен или нет, зависит от усмотрения руководителя организации (ст. 128 Трудового кодекса РФ).

Законом определен следующий перечень категорий работников, которым работодатель по заявлению обязан предоставить отпуск без содержания:

— участники Великой Отечественной войны — до 35 календарных дней в году;

— работающие пенсионеры по старости (по возрасту) — до 14 календарных дней в году;

— родители и жены (мужья) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы), — до 14 календарных дней в году;

— работающие инвалиды — до 60 календарных дней в году;

— работники в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников — до 5 календарных дней;

— в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами либо коллективным договором.

Каким бы большим ни был срок предоставленного отпуска без содержания, в стаж работы, дающий право на ежегодные оплачиваемые отпуска будет включено не более 14 календарных дней в течение рабочего года (ст. 121 Трудового кодекса РФ).

Прокурор разъясняет

Новый перечень доходов, с которого будет производиться удержание алиментов

С 11.11.2021 вступили в силу изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1908, которым установлен перечень видов заработной платы и иного дохода, их которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.

В новом перечне изменили ряд формулировок. Так, добавили пункты о том, что алименты могут удерживаться с доходов самозанятых и со средств, полученных от налоговых вычетов. При этом в целом новый перечень повторяет предыдущей, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.20196 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

Алименты, как и прежде, будут удерживаться с различных видов зарплат как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, с гонораров, пенсий, стипендий, пособий и других выплат, а также с денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. Работодатель обязан удерживать алименты с доходов сотрудника-должника. Правила для них остались прежние, а минимальный размер изменился. По общему правилу размер выплаты по алиментам назначают в твердой сумме или в виде процентов от зарплаты. Во втором случае на размер алиментов на 2 детей в 2021 году с работающего влияет величина прожиточного минимума на ребенка в регионе. А поскольку минимальная зарплата и прожиточный минимум в 2021 году выросли, пропорционально изменился и минимальный размер денежных средств на 2 детей.

Прокурор разъясняет

Дополнительные гарантии несовершеннолетним работникам

Согласно трудовому законодательству, на работников в возрасте до 18 лет распространяются общие основания расторжения трудового договора. Вместе с тем, в силу статьи 269 ТК РФ при расторжении трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет установлены дополнительные гарантии. А именно, если работодатель по своей инициативе решит расторгнуть трудовой договор с таким работником, то помимо соблюдения общего порядка увольнения ему необходимо получить согласие соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Некоторым категориям работников, увольняемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатель (его правопреемник) обязан обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством у данного или другого работодателя. Согласно п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к таким категориям относятся работники — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. 

Прокурор разъясняет

О порядке выезда несовершеннолетних за границу Российской Федерации.

Порядок выезда из Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Несовершеннолетний может выезжать заграницу Российской Федерации с законными представителем, им могут являться: один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителе, если другим законным представителем не подано заявление о несогласии на такой выезд.

Таким образом, несовершеннолетний может покидать пределы Российской Федерации совместно с одним из его законных представителей, если другим законным представителем не подано заявление о несогласии на выезд.

При подаче заявления о несогласии на выезд законный представитель может указать срок действия такого заявления и государства, выезд в которые запрещен несовершеннолетнему. Данное заявление может быть отозвано законным представителем, подавшим его.

В случае, когда несовершеннолетний выезжает из Российской Федерации без сопровождения своих законных представителей, он должен иметь при себе паспорт, нотариально оформленное согласие одного из законных представителей на выезд, при этом в согласии могут быть указаны срок выезда и государства, которые он намерен посетить. 

Прокурор разъясняет

О праве многодетных родителей на отпуск.

Федеральным законом от 09.03.2021 № 34-ФЗ «О внесении изменений в статью 262.2 Трудового кодекса Российской Федерации» были расширены права многодетных родителей в части предоставления отпуска.

Согласно предыдущей редакции Трудового кодекса Российской Федерации правом на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска по желанию работника в удобное для него время обладали родители трёх и более детей в возрасте до двенадцати лет.

С 20.03.2021 таким правом стали обладать родители трёх и более детей в возрасте до восемнадцати лет до достижения младшим ребёнком четырнадцати лет.

Чтобы воспользоваться указанным правом работнику, имеющему статус многодетного родителя,  достаточно подать работодателю заявление о предоставлении отпуска в любое удобное для него время.

Прокурор разъясняет

О новом порядке исчисления пособий по больничным листкам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2021 № 1540 в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Новый порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности вступит в силу с 01.01.2022.

В частности, Положением уточняются:

порядок определения среднего заработка застрахованного лица при исчислении пособий, в том числе для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию,

порядок расчета пособия в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей;

порядок расчета минимального размера пособия за полный календарный месяц исходя из МРОТ, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, — МРОТ, с учетом этих коэффициентов.

Прокурор разъясняет

Порядок действий при получении «двойных» квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг

В органы прокуратуры продолжают поступать обращения граждан по вопросам незаконной смены управляющей организации в отсутствие соответствующих решений собственников. В ряде случаев подобные ситуации сопровождаются предъявлением жильцам квитанций на оплату                         жилищно-коммунальных услуг сразу от нескольких организаций.

Во-первых, при наличии между двумя организациями (управляющие компании, товарищество собственников жилья/недвижимости) спора за право управления многоквартирным домом обе организации могут направить собственникам и нанимателям жилых помещений квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. Действующим законодательством допускается возможность управления многоквартирным домом только одной организацией, которая соответственно имеет исключительное право предъявления потребителям платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Право на управление домом возникает у управляющей организации с момента внесения изменения в реестр лицензий Свердловской области, решение о котором принимается Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. Получить сведения об организации, имеющей право на управление многоквартирным домом, собственники и наниматели жилых помещений могут на сайте Департамента (в разделе «Лицензирование и лицензионный контроль» имеется актуальный реестр заявлений о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области), в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, либо, обратившись с соответствующим вопросом в Департамент.

Во-вторых, проблема с двойными квитанциями может возникнуть, если ранее жильцами многоквартирного дома заключались прямые договоры на поставку коммунальных ресурсов, но в последующем права на управление домом стала предъявлять управляющая организация, предъявляя платежные документы, в том числе с указанием сумм на оплату коммунальных услуг, по которым имеются заключенные прямые договоры. В такой ситуации жильцам необходимо ознакомиться с протоколом общего собрания собственников помещений (принималось ли решение о расторжении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями и заключении договоров на поставку коммунальных ресурсов управляющей компанией) и получить в ресурсоснабжающей организации сведения о том, заключены ли управляющей компанией, предъявляющей платежные документы, договоры в отношении данного многоквартирного дома.

Следует помнить, что в любом случае надлежащим исполнением обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг считается внесение платы предыдущей организации (управляющей компании, ТСЖ или ресурсоснабжающей организации), если потребитель, действуя добросовестно при внесении платы, не обладал информацией об изменении способа управления (например, о выборе новой управляющей компании). То есть, повторное взимание платы за жилищно-коммунальные услуги за один и тот же период не допускается, но потребителю при получении «двойных» квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг, следует проявить должную осмотрительность, приняв меры по установлению организации, имеющей законные основания для предъявления таких квитанций, а также по возможности сохранить документы, подтверждающие произведенную оплату жилищно-коммунальных услуг.

Прокурор разъясняет

Запрет на отключение коммунальных услуг в жилом помещении за долги предыдущих собственников

В настоящее время участились случаи поступления в органы прокуратуры обращений граждан по вопросу отключения в жилых помещениях электроэнергии в отсутствие предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с наличием задолженности предыдущего собственника. В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. Данная норма означает, что при приобретении жилого помещения на нового собственника не распространяется обязанность по оплате задолженности предыдущих хозяев. Вместе с тем периодически граждане сталкиваются с ситуацией выставления им в платежных документах задолженности, сформированной до приобретения ими жилого помещения. Гражданское законодательство не запрещает гражданам заключать сделки и принимать на себя обязательства иных лиц, однако волеизъявление на совершение такой сделки должно быть прямо выражено. Иными словами, если договором купли-продажи жилого помещения либо отдельным договором между продавцом и покупателем жилого помещения прямо не предусмотрено, что покупатель принимает на себя обязательства по погашению задолженности продавца, то на покупателя не может быть возложена обязанность ее уплаты, не могут применяться санкции, направленные на понуждение к оплате долга. Причем, данное правило действует независимо от того, знал покупатель о наличии задолженности или нет. Исходя из данных норм следует, что к новому собственнику жилого помещения не применимы такие меры воздействия как начисление пени, взыскание задолженности в судебном порядке, ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг в связи с неполной их оплатой. Не соответствует закону позиция тех управляющих компаний, которые считают, что обязанность платить по долгам старых хозяев определяется наличием лицевого счета жилого помещения, в котором отражены суммы задолженности безотносительно перехода права собственности на помещение. Правоотношения по оказанию жилищно-коммунальных услуг управляющей организацией и по их оплате потребителем возникают между указанными лицами, а не между управляющей организацией и помещением. В связи с изложенным, ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг новому собственнику в связи с неполной их оплатой предыдущим собственников является недопустимой. В случае незаконного отключения коммунальных услуг сотрудниками управляющей организации потребителю необходимо обратиться по данному вопросу в орган государственного жилищного надзора либо в прокуратуру.

Прокурор разъясняет

Особенности оплаты труда в период испытательного срока.

Согласно ст.ст. 22, 132 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Исходя из вышеприведенных норм закона, установление в трудовом договоре более низкой оплаты труда (должностного оклада) для работника на период испытательного срока по сравнению с той, которую работник будет получать в случае успешного прохождения испытания, противоречит рудовому законодательству.

Вместе с тем, трудовое законодательство РФ не запрещает работодателю в локальных нормативных актах устанавливать систему премирования в зависимости от стажа и опыта работы. Например, локальными нормативными актами работодателя может быть установлено, что премия выплачивается работникам по истечении определенного периода времени с момента заключения трудового договора, который может совпадать с истечением испытательного срока.

Прокурор разъясняет

Какие меры должна принять образовательная организация в случае получения ребенком травмы в школе?

            Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.06.2017 № 602 утвержден Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Данным Порядком регламентированы правила проведения расследования, оформления и учета несчастных случаев, происшедших с обучающимися, во время пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в результате которых обучающимися были получены любые повреждение здоровья (телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом.

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, повлекшие за собой временную или стойкую утрату трудоспособности, здоровья в соответствии с медицинским заключением и, как следствие, освобождение от занятий не менее чем на один день, если указанные несчастные случаи произошли в образовательной организации и на ее территории во время учебных занятий, перерывов между ними, во время учебных занятий по физической культуре в соответствии с учебным планом, при проведении внеаудиторных, внеклассных и других мероприятий в выходные, праздничные и каникулярные дни, если эти мероприятия организовывались и проводились непосредственно организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении спортивных соревнований, тренировок, оздоровительных мероприятий, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий, организованных организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, образовательная организация должна зарегистрировать несчастный случай в журнале регистрации несчастных случаев с обучающимися и провести его расследование.

Кроме того, образовательная организация обязана установить причины, вызвавшие причинение травмы, и принять меры к их устранению.

Прокурор разъясняет

Лишение родительских прав в случае уклонения родителя от выплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей

Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ), закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Лишение родительских прав – самая серьезная, крайняя мера семейно-правовой ответственности, которая применяется к родителям за противоправное поведение в отношении детей.

Статья 69 СК РФ предусматривает основания лишения родительских прав. К ним отнесены: жестокое обращение с ребенком, алкоголизм или наркомания родителя, совершение преступления против жизни и здоровья ребенка, его матери, мужа матери, другого члена семьи, злоупотребление родительскими правами, неучастие в жизни ребенка, в том числе неуплата алиментов, отказ забрать из роддома, больниц, приюта.

Основания для лишения родительских прав носят исчерпывающий характер. Это значит, что иные причины не могут быть основанием для лишения родителя его прав.

При решении вопроса o лишении родительских прав по причине злостной неуплаты алиментов судом учитывается:

— имело ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов,

— продолжительность уклонения;

— причины неуплаты средств на содержание ребёнка.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 44 «O практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребёнка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, a также при ограничении или лишении родительских прав» раскрывает понятие o злостном характере уклонения от уплаты алиментов, например, наличие задолженности, образовавшейся пo вине плательщика алиментов; сокрытие им размера заработка или иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного выплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (ч.1 ст.5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ч.1 ст.157 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребёнком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 СК РФ), a также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Прокурор разъясняет

Какие льготы и гарантии предоставляются работающим родителям детей-инвалидов?

Работающим родителям детей-инвалидов предоставляются, в частности, следующие гарантии, предусмотренные ч. 2 ст. 93, ч. 5 ст. 96, ч. 2, 3 ст. 259, ч. 4 ст. 261, ст. ст. 262, 262.1, 263 ТК РФ:

—  право на установление режима неполного рабочего времени, если ребенку-инвалиду не исполнилось 18 лет;

—  право отказаться от служебной командировки, от привлечения к сверхурочной работе, к работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни;

— право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц;

— запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя (за исключением увольнения по отдельным основаниям) с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, или с родителем, который является единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

—    предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное время;

— установление коллективным договором права на ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней.

Прокурор разъясняет

Об административной ответственности несовершеннолетних за употребление наркотиков

За употребление наркотических средств и психотропных веществ федеральным законодательством предусмотрена административная ответственность, которая наступает с 16-тилетнего возраста.

Согласно ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, на виновное лицо может быть наложен штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Аналогичное наказание последует за потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).

Вместе с тем, если лицо добровольно обратится в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических или психотропных веществ без назначения врача, оно освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.

Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

В случае, если потребителем является лицо, не достигшее 16 лет, административной ответственности подлежат его родители или законные представители.

Согласно ст. 20.22 КоАП РФ за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей.

Прокурор разъясняет

Безопасный интернет детям

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей.

Неограниченный доступ к информации детей не всегда способствует развитию здорового мышления, а напротив, может негативно отразиться на здоровье ребенка.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита — физического, — -умственного и нравственного развития несовершеннолетних нашли отражение в Федеральном законе N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который устанавливает правила медиа­ безопасности детей, при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

В силу ст. 1 5 Федерального закона №436-ФЗ к информации, запрещенной для распространения среди детей, отнесена информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, табачные изделия, алкогольную продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера.

О соблюдении вышеуказанных требований следует помнить производителями и распространителями информационной продукции, поскольку на сегодняшний день сеть Интернет и телевидение являются ключевыми источниками информации для детей.

Согласно требованиям статьи 22 Федерального закона № 436-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, неисполнение требований названного закона влечет административную ответственность по ст. 6.17 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде административного штрафа от 2 тысяч рублей для граждан, до 50 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.

Отдельно административная ответственность установлена за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП РФ).

Российским законодательством установлена административная ответственность за распространение информации, признанной экстремистской (ст. ст. 13.37, 20.3, 20.29 КоАП РФ), материалов и предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 6.20 КоАП РФ).

Частью 3 ст. 13.15 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 400 тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Статьей 13.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность средств массовой информации за нарушение порядка распространения информационной продукции, среди детей.

В случае незаконного распространения в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия наступает уголовная ответственность, предусмотренная ч.3 ст.137 УК РФ.

Также уголовным законодательством предусмотрена ответственность за распространение, публичную демонстрацию или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних либо их вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции (ч.2 ст.242 УК РФ).

Стоить также, отметить, что родители в соответствии требованиями ст.ст. 63-65 Семейного кодекса Российской Федерации имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, защищать права и интересы детей. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

В случае неисполнении или ненадлежащего исполнения указанных обязанностей родители могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Прокурор разъясняет

В течение какого периода результаты ЕГЭ будут считаться действительными для поступления в ВУЗ?

Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определена организация приема на обучение по программам бакалавриат и специалитет, который распространяет свое действие, как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан.

Единый государственный экзамен является обязательным элементом, завершающим процесс получения среднего общего образования (за исключением иностранных граждан, которые данный экзамен не сдают).

В соответствии с п. 2 ст. 70 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разъясняем, что результаты единого государственного экзамена при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов.

Прокурор разъясняет

Обязанность уведомить работодателя о склонении к совершению коррупционного правонарушения. Разъясняет аппарат прокуратуры области

Основные аспекты уведомления работодателя о склонении к совершению коррупционного правонарушения в отношении государственных и муниципальных служащих урегулированы ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Кроме того, указанные вопросы распространены на иные категории работников, в том числе в соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного.

Указанная категория лиц обязана уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Исключением являются случаи, когда по фактам обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений уже проведена или проводится проверка.

Следует отметить, что в рассматриваемой сфере указанная категория граждан находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

При этом, неисполнение обязанности по уведомлению о случае обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является правонарушением, влекущим увольнение либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прокурор разъясняет

Обязано ли лицо, поступающее на должность руководителя муниципального образовательного учреждения представлять сведения о своих доходах?»

Согласно требованиям, ст.275 Трудового кодекса РФ лицо, поступающее на должность руководителя муниципального учреждения (при поступлении на работу), и руководитель муниципального учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Аналогичные требования относительно обязательного предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Форма и порядок заполнения справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждены Указом Президента РФ от 23.06.2014 №460, а также письмом Минтруда России от 27.12.2019 №18-2/10/В-11200 «Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год)».

В соответствии со ст.6 Федерального закона «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем установления в качестве основания для освобождения от замещаемой должности непредставление сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Прокурор разъясняет

 Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Прокурор разъясняет

Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции»

Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Прокурор разъясняет

Согласно ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Неисполнение работодателем обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прокурор разъясняет

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Ппод личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

 Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:

1) на государственных и муниципальных служащих;

2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокурор разъясняет

Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Прокурор разъясняет

Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.