Прокурор разъясняет!

Прокурор разъясняет

Статьей 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство и распространение экстремистских материалов 

Так, согласно указанной статье массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.2 настоящего Кодекса, —

За совершение указанных действий предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Прокурор разъясняет

КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Так, согласно положениям указанной статьи Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Положения указанной статьи не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.

Прокурор разъясняет

Уголовная ответственность за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ.

В главе 25 Уголовного кодекса Российской Федерации объединены тринадцать статей, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ.

К ним относятся:

— незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст.228);

— незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст.228.1);

— нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст.228.2);

— незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (ст.228.3);

— незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (ст.228.4);

-хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст.229);

— контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст.229.1);

— склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст.230);

— незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст.231);

— организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст.232);

— незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст.233);

— незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст.234);

— незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст.234.1).

Понятие наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ дано в статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средства и психотропных веществах».

Уголовная ответственность за совершение вышеперечисленных преступлений наступает с 16-летнего возраста, за исключением хищения либо вымогательства наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ) – с 14 лет.

При этом уголовным законом установлено суровое наказание за наркопреступления.

Санкции четырех статей (ст.ст.228.1, 229, 229.1, 232 УК РФ) предусматривают только один вид наказания – лишение свободы на срок от 3 до 20 лет.

По целому ряду составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, наказание усилено вплоть до пожизненного лишения свободы. Например, за незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере (ч.5 ст.228.1 УК РФ), за контрабанду наркотических средств организованной группы, в отношении наркотиков в особо крупном размере, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль (ч.4 ст.229.1 УК РФ).

Только по небольшому числу составов наркопреступлений предусмотрены альтернативные виды наказаний: штраф в размере до 500 тысяч рублей, обязательные работы до 480 часов, исправительные работы до 2 лет ограничение свободы до 4 лет, принудительные работы на срок до 5 лет, арест до 6 месяцев.

Также необходимо отметить, что совершение преступления с использованием наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ является обстоятельством, отягчающим уголовное наказание.

Отягчающим обстоятельством суд может признать и совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением наркотических средств.

Для лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия не менее трёх четвертей срока назначенного наказания.

Таким образом, в связи с тем, что положение с незаконным оборотом наркотических средств в России остаётся очень сложным, одной из мер, предпринятых законодателем в целях противодействия распространению наркотиков, явилось существенное усиление уголовной ответственности за совершение подобного рода преступлений.

Прокурор разъясняет

Административная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Понятие наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ дано в статье 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средства и психотропных веществах». 

 За нарушение правил и порядка деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, может наступить административная в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (статья 6.8) и потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 6.9, статья 20.20).

Согласно ч. 1 ст. 6.8 КоАП РФ незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20статьей 20.22 КоАП РФ, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Прокурор разъясняет

Федеральным законом от 16.12.2019 № 432-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции» внесены изменения в отдельные законодательные акты в указанной сфере.

В частности изменены нормы Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п.3 ч.1 ст.14 которой предусматривает, что в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается  участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:

—  участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;

— участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;

— представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в совете муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединениях муниципальных образований, а также в их органах управления;

— представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями в уставном капитале);

— иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

Изложена в новой редакции и ч. 6 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, которая предусматривает, что взыскания, предусмотренные статьями 14.115 и 27 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Прокурор разъясняет

Основные положения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 20 Уголовного кодекса РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

 По отдельным категориям преступлений подлежат уголовной ответственности лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, в частности за преступления, связанные убийством, причинением тяжкого или средней степени тяжести вреда здоровью, а также за хищения чужого имущества.  

Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй указанной статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

 Приказом Генпрокуратуры России от 16.01.2012 N 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» одним из приоритетных направлением деятельности  прокуратуры определена борьба с преступностью несовершеннолетних.

 Основой противодействия преступлениям и правонарушениям несовершеннолетних является их профилактика.

 Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

 Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается, в том числе на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, и осуществляется на системной основе.

 В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы и организации в сфере образования, органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

 Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

 Индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

 2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

 4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

 5) совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности;

 6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

 7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

 8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

 9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

 9.1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

 10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

 11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

 12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

 13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

 Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 Несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, указанным Федеральным законом, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

 Родители или иные законные представители несовершеннолетних, должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Прокурор разъясняет

До пятнадцати лет лишения свободы могут получить организаторы «групп смерти» в Интернете.

Федеральным законом ужесточена ответственность по статье 110 УК РФ за доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство, в том числе несовершеннолетнего, лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной и иной зависимости, либо женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности. Срок лишения свободы за указанные деяния будет составлять не от 5 до 8 лет, как было установлено ранее, а от 8 до 15 лет.

Уточнен состав преступления по части 5 статьи 110.1 «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства» УК РФ и увеличен срок лишения свободы за указанные деяния, — теперь он будет составлять не до шести лет, а от шести до двенадцати лет.

Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства, будет наказываться лишением свободы от пяти до десяти лет, а то же деяние, сопряженное с публичным выступлением, использованием публично демонстрирующегося произведения, средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), — от пяти до пятнадцати лет.

Прокурор разъясняет

Об административной ответственности за незаконное предоставление потребительских кредитов (займов)

Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 203-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В новой редакции изложена ст. 14.56 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов), в том числе обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой.

За первое нарушение для должностных лиц штраф составит от 30 до 50 тыс. руб., для организаций — от 300 до 500 тыс. руб. Ранее нижняя граница составляла 20 и 200 тыс. соответственно.

Впервые предусмотрены штрафы для граждан (от 10 до 30 тыс. руб.). Также впервые предусмотрена ответственность для посредников и за повторные нарушения.

Прокурор разъясняет

Введена уголовная ответственность за незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов)

Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 215-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Установлена уголовная ответственность за незаконное предоставление потребительских кредитов, займов (кроме банковской деятельности).

Речь идет о деянии, совершенном в крупном размере (когда сумма выданных кредитов, займов превышает 2 250 000 руб.), если до этого лицо уже было подвергнуто административному наказанию за правонарушение в этой же сфере.

Преступление наказывается штрафом от 300 тыс. до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Прокурор разъясняет

Утвержден порядок доставления граждан, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские организации, вытрезвители и полицию

Приказом МВД России от 13 апреля 2021 г. № 212 утвержден Порядок доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции.

Граждан, которые находятся в состоянии опьянения в общественном месте и не могут самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, сотрудники полиции доставляют в медицинскую организацию или вытрезвитель. Доставить в вытрезвитель или полицию могут и из дома, если пьяный гражданин может причинить вред жизни и здоровью других лиц, нанести ущерб имуществу. Но для этого необходимо письменное заявление от граждан, находящихся совместно с ним в жилище.

Состояние опьянения определяется по критериям, установленным Минздравом. Пьяного гражданина проверяют по оперативно-справочным и розыскным учетам, устанавливают его личность. При необходимости сотрудники полиции оказывают ему первую помощь, вызывают скорую, обеспечивают сохранность его имущества.

Если необходимости в медицинской эвакуации нет или пьяный гражданин отказался от медицинского вмешательства, его доставляют в вытрезвитель, а при наличии оснований для задержания — в полицию.

Прокурор разъясняет

Об изменениях в избирательном законодательстве

Федеральным законом от 4 июня 2021 г. № 157-ФЗ внесены изменения в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Закреплено, что не имеют права быть избранными лица, причастные к деятельности экстремистской или террористической организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или о запрете деятельности такой организации.

Данное ограничение распространяется:

— на лиц, которые являлись учредителями, руководителями такой организации в срок, начинающийся за три года до вступления указанного решения суда в законную силу;

— на лиц, являвшихся участниками, работниками такой организации и иных причастных лиц в срок, начинающийся за один год до указанного решения суда.

Причастность лица должна быть установлена судом.

Для учредителей и руководителей организации ограничения действуют 5 лет, для участников, работников и иных причастных лиц — 3 года.

Закон вступил в силу со дня опубликования и распространяется на выборы, назначенные после этой даты.

Прокурор разъясняет

Упрощена процедура регистрации юридических лиц

Федеральным законом от 26.05.2021 № 143-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статью 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Этот закон, вступающий в силу с 25.08.2021, упрощает процедуру подачи документов на государственную регистрацию новых организаций.

Так, нотариусы сами подадут в налоговую инспекцию документы на госрегистрацию юридических лиц при их создании. Это касается случаев, когда подпись заявителя на них заверяет нотариус.

Если учредителей организации несколько, то документы подаст тот нотариус, который заверил подпись последнего заявителя. Свидетельствование ее подлинности и представление в этот же день документов в налоговую инспекцию станут одним нотариальным действием.

Новые правила не будут применять, если на уровне закона действует специальный порядок регистрации отдельных юридических лиц, например кредитных организаций.

Прокурор разъясняет

Принят закон, посвященный увековечению памяти погибших при защите Отечества

Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. № 119-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества.

Решено составить перечень муниципалитетов, на территориях которых проходили боевые действия в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и могут находиться непогребенные останки погибших при защите Отечества в период войны.

Закреплены условия перенесения мест погребения погибших. Если гражданин или организация найдут на своих участках останки или старые захоронения, то они должны будут в течение 3 рабочих дней уведомить орган внутренних дел и (или) орган местного самоуправления. Если останки принадлежат погибшим защитникам Отечества, то муниципалитет в течение 3 дней будет обязан уведомить уполномоченный региональный орган. В течение 10 дней будет приниматься решение о захоронении или перезахоронении. Необходимые процедуры должны быть выполнены в течение 3 месяцев.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 г.

Прокурор разъясняет

О поправках в закон о государственной регистрации недвижимости

Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. № 120-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Изменения касаются процедур государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

В частности, закреплена возможность выездного приема документов, необходимых для совершения указанных процедур. Также будет доступна курьерская доставка документов заявителю.

Кроме того, запрещены сайты и мобильные приложения, создаваемые в целях перепродажи сведений из единого государственного реестра недвижимости.

Прокурор разъясняет

Об изменениях в законодательстве о связи

С 01 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 533-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи».

Этим законом упрощены дистанционные процедуры заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи – при дистанционном заключении договоров с использованием простой электронной подписи физических лиц будут идентифицировать с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и единой биометрической системы. Это, в частности, позволит пользователям сменить оператора связи не выходя из дома. При этом в целях противодействия кражам мобильных телефонов пользователи смогут указывать сведения об уникальном идентификаторе устройства IMEI в своей учетной записи ЕСИА, а в случае утраты или кражи мобильного телефона отразить там и этот факт.

Прокурор разъясняет

Изменилась форма налогового уведомления

С 01 июня 2021 года вступил в силу приказ Федеральной налоговой службы от 9 марта 2021 г. № ЕД-7-11/178@ «О внесении изменений в приложение к приказу Федеральной налоговой службы от 07.09.2016 № ММВ-7-11/477@ «Об утверждении формы налогового уведомления».

Приказом утверждена новая форма налогового уведомления, направляемого гражданам.

В частности, в ней появились разделы (таблицы) расчета (перерасчета) НДФЛ с доходов: в виде процентов, полученных по вкладам в банках, находящихся на территории РФ; совокупная сумма налоговых баз по которым превышает 5 млн руб. за налоговый период; в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов. Кроме того, в уведомление включено указание на конкретный срок, до которого необходимо уплатить налоги

Прокурор разъясняет

Вступили в силу нормы о просветительской деятельности

С 01 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Законодательно определено понятие просветительской деятельности как деятельности, осуществляемой вне рамок образовательных программ и направленной на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Просветительскую деятельность смогут осуществлять органы власти, уполномоченные ими организации, а при соблюдении установленных требований – также граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Оговаривается, что использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей дискриминацию по различным признакам, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к противоречащим Конституции Российской Федерации действиям запрещено.

Прокурор разъясняет

О правилах направления в Росфинмониторинг информации о сомнительных сделках

Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2021 г. № 569 утверждены Правила передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Согласно документу указанные выше лица, которые считают, что сделки или финансовые операции клиентов проводятся или могут быть совершены для легализации преступных доходов или финансирования терроризма, уведомляют об этом Росфинмониторинг.

Электронное сообщение направляется в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления сомнительной сделки или операции. В него включаются сведения для идентификации не только клиента, но и его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца. При этом факт передачи сведений разглашать нельзя.

Прокурор разъясняет

Принят закон о запрете звуковой рекламы на улицах

Федеральным законом от 26 мая 2021 г. № 150-ФЗ внесены изменения в статью 19 Федерального закона «О рекламе».

Согласно этому закону запрещено распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, в том числе жилых домов.

Закон вступает в силу по истечении 90 дней после даты его опубликования.

Прокурор разъясняет

О новых правилах реализации туристского продукта

Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1852 утверждены Правила оказания услуг по реализации туристского продукта.

Согласно постановлению типовую форму договора о реализации туристского продукта утверждает Ростуризм. Вводится обновленный перечень информации о продукте, доводимой до потребителя. Пересмотрен порядок заключения договоров.

Новые правила реализации туристского продукта будет действовать в течение 2021-2026 гг.

Прокурор разъясняет

Расширен круг лиц, которых не будут штрафовать за проживание без регистрации

Федеральным законом от 17 февраля 2021 г. № 12-ФЗ внесены изменения в статьи 19.15.1 и 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно этому закону дополнен перечень лиц, освобождаемых от административной ответственности за проживание гражданина по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации и за нарушение правил регистрации. В перечень включены подопечные, усыновители, опекуны и попечители, родные братья и сестры нанимателей (собственников) жилья.

Прокурор разъясняет

О новых требованиях к автовокзалам и автостанциям

Приказом Министерства транспорта РФ от 2 октября 2020 г. № 406 утверждены минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций на 2021-2026 гг.

На них должны располагаться билетные кассы или автоматы для продажи билетов, зал ожидания, туалет, медпункт, а также комната отдыха водителей. На автовокзале, в отличие от автостанции, дополнительно оборудуются комната матери и ребенка, пункт общественного питания, камеры или места для хранения вещей. Приведены количественные характеристики этих объектов в зависимости от пассажиропотока.

Кроме того, должна обеспечиваться доступность услуг для инвалидов.

Прокурор разъясняет

Статьей 158.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за мелкое хищение чужого имущества, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, предусмотренное частью 2 статьи 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Согласно статье 7.27 КоАП РФ мелким хищением чужого имущества по части первой признается хищение имущества, стоимость которого не превышает 1 тыс. руб., совершенное путем кражи, мошенничества либо присвоения или растраты, по части второй — более 1 тыс. руб., но не более 2 тыс. 500 руб. за такие же преступления.

За совершение преступления, предусмотренного ст. 158.1 Уголовного  кодекса Российской Федерации предусмотрена следующая уголовная ответственность:

— штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев,

— обязательные работы на срок до 180 часов,

— исправительные работы на срок до 6 месяцев,

— ограничение свободы на срок до 1 года,

— принудительные работы на срок до 1 года,

— арест на срок до 2 месяцев,

— лишение свободы на срок до 1 года

Прокурор разъясняет

Участковым уполномоченным полиции в системе профилактики преступлений отводится одно из центральных и поэтому важных мест.

Свыше половины ежедневно выполняемой ими работы занимают вопросы предупреждения праовнарушений. Для этого остаточно посмотреть на перечень возложенных на них законом и ведомственными приказами обязанностей.

Это и профилактический обход административного участка, прием граждан и рассмотрение их обращений, проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете, отчет перед населением о проделанной работе.

В чем это выражается?

Например, участковый осуществляет контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, – это называется административный надзор.

Устанавливает лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотиков, вовлекающих их в занятие проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством.

Он выявляет подростков, проживающих в ненадлежащих условиях.

Информирует об этих фактах подразделения по делам несовершеннолетних.

Прокурор разъясняет

К действующему запрету на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок, Федеральным законом Российской Федерации от 31.07.2020 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции» добавился запрет на рекламу устройств для потребления никотинсодержащей продукции (модификации «электронных сигарет») и саму продукцию (стики, жидкости, картриджи).

Запрещена демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции.

При этом за распространение рекламы и стимулирование продажи и потребления табака, табачных изделий, Табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для ее потребления или кальянов предусмотрена административная ответственность по ст. 14.3.1 КоАП РФ.

Помимо этого на территории Российской Федерации введена ответственность за нарушение запрета на потребление никотинсодержащей продукции и использование кальянов в установленных законом местах (ст. 6.24 КоАП РФ); несоблюдение требований по выделению, оснащению и контролю мест, предназначенных для потребления никотинсодержащей продукции и использования кальянов (ст. 6.25 КоАП РФ); нарушение порядка ценообразования в отношении никотинсодержащей продукции (ст. 14.6 КоАП РФ) и ограничений в сфере торговли никотинсодержащей продукцией, устройствами для ее потребления и кальянами (14.53 КоАП РФ).

Прокурор разъясняет

По закону «Об ответственности владельцев транспортных средств» если транспортные средства повреждены в результате столкновения и гражданская ответственность их владельцев застрахована в обязательном порядке (ОСАГО), страховое возмещение застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего (прямое возмещение ущерба).

Страховое возмещение в связи с причинением вреда жизни и здоровью потерпевшего по прямому возмещению убытков не производится, если дорожно-транспортное происшествие произошло до 26.09.2017.

В случае введения в отношении страховщика процедур, применяемых при банкротстве, или в случае отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, потерпевший, имеющий право на прямое возмещение убытков, вправе обратиться за страховым возмещением к страховщику ответственности причинителя вреда.

Потерпевший также вправе обратиться за выплатами к страховщику ответственности причинителя вреда, если он не согласен с размером страхового возмещения, осуществленного его страховщиком, или решением суда в пользу потерпевшего со страховщика его ответственности взыскано страховое возмещение и это решение не исполнено, а в отношении страховщика введены процедуры, применяемые при банкротстве, или отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности.

В случае, если процедуры, применяемые при банкротстве, введены в отношении страховщиков ответственности и потерпевшего и причинителя вреда, или в случае отзыва у них лицензии на осуществление страховой деятельности потерпевший вправе требовать возмещения убытков посредством компенсационной