Информация из прокуратуры. Антикоррупционная экспертиза муниципального законодательства

         Антикоррупционная экспертиза муниципального законодательства — действенный механизм противодействия коррупции.

          Введение в правовой оборот понятия «антикоррупционная экспертиза» было обусловлено необходимостью оценки содержания нормативных правовых актов (их проектов) не только с точки зрения формального соответствия (несоответствия) их законам, но и с позиции устранения нормативных основ для проявления коррупции, поскольку во многом стимулирующим (коррупциогенным) фактором является их неопределенность и вариативность.

          Впервые на прокуратуру осуществление антикоррупционной экспертизы было возложено Указом Президента РФ 31.07.2008 № Пр-1668, утверждающим Национальный план противодействия коррупции, где среди первоочередных мер по реализации этого документа было поручение Генпрокурору РФ об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов РФ.

        Чуть позже в ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов была названа среди основных мер по профилактике коррупции. Законодательное закрепление рассматриваемый вид деятельности приобрел с принятием Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее — Закон об экспертизе) и дополнением Закона о прокуратуре ст. 9.1 «Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».

        Смысл проведения антикоррупционной экспертизы сводится законом к выявлению «коррупциогенных факторов», под которыми понимаются положения нормативных правовых актов (их проектов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

          В истекшем периоде 2017 года прокуратурой района на постоянной основе проводилась антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.

          За 9 месяцев 2017 года количество изученных  нормативных правовых  актов  на предмет наличия в них коррупциогенных факторов составляет 319  НПА, из них НПА, содержащих коррупциогенные факторы – 13, в которых выявлено 21 коррупциогенный фактор.

         Изучение проектов НПА осуществляется одновременно на предмет соответствия его федеральному и региональному законодательству, а также на предмет наличия или отсутствия коррупциогенных факторов.

        За 9 месяцев 2017 года прокуратурой района изучено 297 проектов нормативных правовых актов, из них в 17 проектах содержалось 20 коррупциогенных факторов.

        В целях исключения из проектов нормативных правовых актов положений, содержащих нарушения федерального закона и коррупциогенных факторов, в адрес руководителей муниципальных образований направляются информации о приведени нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством до его принятия.