Прокурор разъясняет

           9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, учрежденный Генеральной ассамблеей Организации объединенных наций.

        Противодействие коррупции – одно из приоритетных направлений деятельности прокуратуры.

        Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию.

        С 2008 года образован совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальный план по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций.

        Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил принципы и основы борьбы с коррупцией.

        Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, имущества или услуг имущественного характера.

        Коррупция — это преступление, которое влечет уголовную ответственность. Кроме того, законодательством предусмотрены экономические меры наказания в виде крупных штрафов.

        К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

       Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 12 лет как за получение взятки, так и за дачу взятки.

        В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

        Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который «продает» свои полномочия заинтересованным людям. От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влияние и власть.

         Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться. Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода, диплома об образовании и прочего. Тогда все результаты быстро решенной проблемы в лучшем случае исчезнут как мираж, а скорее обернутся гораздо более серьезными проблемами. Решение своей проблемы в обход закона или существующего порядка — создание бессрочного риска потерять все приобретенные блага при выяснении оснований возникновения прав на них в будущем.

         Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица; если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

         Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном размере группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

         Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

         Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

         Прокуратура является самым универсальным органом, призванным осуществлять противодействие коррупции и коррупционным правонарушениям средствами прокурорского реагирования.

         В целях реализации антикоррупционного законодательства прокуратура:

— координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (в том числе коррупционной);

— при анализе состояния законности и правопорядка в Российской Федерации уделяет особое внимание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней;

— проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов;

— надзирает за использованием государственного и муниципального имущества и размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

— осуществляет надзор за исполнением руководителями федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, главами муниципальных образований законодательства Российской Федерации о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе;

— за исполнением законодательства Российской Федерации в области организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Прокуратура реализует и иные полномочия в рамках действующего законодательства.

           Борьба с коррупцией – это не только функция правоохранительных органов, но и дело каждого гражданина, желающего жить в правовом и цивилизованном государстве.

           Как ни активна роль прокуратуры в принятии мер по противодействию коррупции, она не сможет обойтись без помощи граждан. В обществе всегда есть люди, которые уважительно относятся к закону и действующему правопорядку, избегают коррупции и стремятся соблюдать все предписанные нормы закона.