Прокурор разъясняет

 

Куда обратиться за защитой трудовых прав.

          В соответствии с ч. 2 ст. 352 ТК РФ основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются: 

-самозащита работниками трудовых прав; 

-государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; 

-защита прав работников профессиональными союзами; 

-судебная защита. 

 

1. Подача искового заявления в суд 

Самым распространенным и наиболее действенным способом разрешения трудовых прав является судебная защита. 

Работнику важно помнить, что затягивать с обращением в суд не стоит, так как законодательство устанавливает небольшие сроки на подачу искового заявления.

Так, по спорам об увольнении работник имеет право обратиться в суд в течение одного месяца с момента ознакомления с приказом об увольнении или выдачи трудовой книжки. При других индивидуальных трудовых спорах на подачу искового заявления у работника имеется 3 месяца с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Например, при невыплате заработной платы срок начинает течь с той даты, когда она должна была быть выплачена. 

 

2. Обращение в Государственную инспекцию труда 

 

Важнейшая функция инспекции — контроль за соблюдением трудового законодательства. Инспекция имеет право проводить проверки, обследования, выдавать работодателям обязательные для исполнения предписания и привлекать их к административной ответственности в случае нарушения трудового законодательства. 

Административный штраф за нарушение трудового законодательства установлен не очень большой. На должностных лиц он составляет от 1000 до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 30000 до 50000 рублей. 

Однако уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности исполнить предписание инспекции. Более того, за невыполнение в установленный срок предписания также установлена административная ответственность. 

 

3. Обращение в прокуратуру 

Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законодательства, поэтому в случае нарушения работодателем трудового законодательства, вы можете написать жалобу в районную или городскую прокуратуру. 

В случае обнаружения нарушения прокуратура внесет организации представление об устранении нарушения, которое та обязана исполнить. 

Важно отметить, что по законодательству прокурор имеет право обратиться в суд в защиту нарушенных трудовых прав работника, если вы подадите соответствующее заявление (обращаться следует в прокуратуру по юридическому адресу работодателя). При этом ваше материальное положение, возраст, состояние здоровья и другие факторы не имеют значения.  Однако не стоит забывать о сроках обращения в суд. Если вы в прокуратуру обратиться не успеваете, подавайте исковое заявление в суд самостоятельно. 

Оба государственных органа рассматривают обращение в течение 30 дней с момента его регистрации. 

В инспекцию и прокуратуру следует обращаться как можно раньше после обнаружения нарушения, чтобы в случае несогласия с принятым решением было время еще и на обращение в суд в пределах установленного срока.

 

Прокурор разъясняет

 Правила замены отпуска денежной компенсацией

 В соответствии со ст.126 Трудового кодекса РФ – часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год могут быть заменены денежной компенсацией часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.      

Таким образом, при наличии у работника нескольких неиспользованных отпусков заменять денежной компенсацией можно только часть каждого из этих отпусков свыше 28 календарных дней. Замена всего отпуска денежной компенсацией, даже за прошлые периоды работы, не допускается.

В случае если у работника продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска за каждый рабочий год не превышает 28 календарных дней, то денежная компенсация в этом случае не производится. Работникам, отпуск которых не превышает 28 календарных дней, заменять отпуск денежной компенсацией можно только при увольнении.

Работа в ночное время.

 Статьей 154 Трудового кодекса РФ установлено требование: каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» утвержден минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в размере 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Также ст. 96 Трудового кодекса РФ установлено, что продолжительность работы (смены) в ночное время не сокращается для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором.

Продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список указанных работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом. 

К работе в ночное время не допускаются:

беременные женщины;

работники, не достигшие возраста восемнадцати лет, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий работников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.

Чаще всего доплата за работу в ночное время производится в организациях, работа в которых осуществляется в три смены, в организациях с непрерывным производственным циклом, а также работникам профессий и должностей, для которых применяется суммированный режим рабочего времени.

При трехсменном графике работы может оказаться, что за одни сутки доплата должна производиться двум работникам, занятым на одном рабочем месте.

Например, в учреждении установлена следующая продолжительность смен: первая — с 8 часов до 16 часов, вторая — с 16 часов до 24 часов, третья — с 0 часов до 8 часов. В этом случае работникам, занятым во вторую смену, будут оплачиваться 2 часа ночного времени, занятым в третью — 6 часов.

 Прокурор разъясняет

 Приказом Минтруда России от 16 июня 2014 г. № 375н внесены изменения в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

В перечень включены:

-компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;

-организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

-организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее — ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

-приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;

-устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;

-создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.

Согласно статье 226 Трудового Кодекса РФ на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодатели (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) должны выделять в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Прокурор разъясняет

Ужесточена ответственность за фиктивную регистрацию граждан в жилых помещениях

С 3 января 2014 года вступил в силу федеральный закон, которым внесены изменения в ряд законодательных актов, касающиеся усиления ответственности за нарушение правил регистрационного учета по месту жительства и пребывания граждан в жилых помещениях.

Так, установлено уголовное наказание за фиктивную регистрацию. Под ней понимается регистрация на основании представления заведомо недостоверных сведений (документов) либо без намерения пребывать (проживать) в жилом помещении или предоставить его для этих целей. Предусмотрены санкции за такое преступление, одной из которых является штраф от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 лет. Вместо него могут назначить принудительные работы или лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать некоторые должности или осуществлять определенную деятельность на аналогичный период или без такового. При этом лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию указанных преступлений. 

Также ужесточена административная ответственность за проживание гражданина России по месту жительства или пребывания без регистрации (либо допущение такого проживания нанимателем (собственником) свыше установленных сроков). В данном случае штраф для граждан составляет 2-3 тыс. руб., для нанимателей (собственников) помещения (физическим лиц) — 2-5 тыс. руб., для организаций — 250-750 тыс. руб.

Кроме того, введена административная ответственность за нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства. Штрафы для граждан, нанимателей (собственников) и юридических лиц такие же, как и за проживание без регистрации, для должностных лиц — 25-50 тыс. руб. Предусмотрено наказание и для нанимателя (собственника) за нарушение без уважительных причин сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании в жилом помещении гражданина России без регистрации. Гражданам грозит штраф 2-3 тыс. руб., юридическим лицам — 4-7 тыс. руб. Это также касается представления нанимателем (собственником) в орган регистрационного учета недостоверных, заведомо ложных сведений или подложных документов о регистрации гражданина. 

Все вышеперечисленные административные санкции не применяются к супругам, детям, супругам детей, к родителям, супругам родителей, к бабушкам, дедушкам и внукам нанимателя (собственника) жилого помещения.

Принятым законом отменена необходимость регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, которое находится в том же регионе, в котором гражданин стоит на учете по месту жительства.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать россиянина по месту пребывания не позднее 3 рабочих дней при подаче документов в бумажном виде и 8 рабочих дней — в электронном. Регистрация по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина.

Усилена и административная ответственность за проживание гражданина России без паспорта или с недействительным удостоверением личности. Штраф — 2-3 тыс. руб. (вместо 1,5-2,5 тыс. руб.).

 Прокурор разъясняет.

Изменения административного законодательства, действующее с 1 января 2014 года

Снижается минимальный размер административного штрафа, установленного в отношении юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление сведений (информации) государственные структуры, а также представление заведомо недостоверных сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 N 1-П положение части 5 статьи 19.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ, предусматривающее привлечение юридического лица к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), а также за представление в указанные органы заведомо недостоверных сведений (информации), в части установления размера административного штрафа, составляющего от 300 тыс. до 500 тыс. рублей, признано не соответствующим Конституции РФ.

Решение Конституционного Суда РФ обусловлено тем, что установленный указанной частью 5 статьи 19.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ минимальный размер административного штрафа не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства.

С учетом изложенного, минимальный размер административного штрафа, налагаемого на юридических лиц за правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 19.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ, снижается с 300 тыс. до 50 тыс. рублей.

(Федеральный закон от 02.12.2013 N 343-ФЗ «О внесении изменения в статью 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»)